• История

История Семейского предприятия водных путей

История Республиканского Государственного казенного Семейского предприятия водных путей начинается с 1938 года, когда приказом Совнаркома СССР в городе Семипалатинске был создан технический участок пути, который подчинялся Обь-Иртышскому бассейновому управлению пути.

 

В 1962 году приказом Главречфлота № 82 от 14 августа 1962 года на базе Семипалатинского технического участка создано самостоятельное предприятие - Верхне-Иртышское бассейновое управление пути (ВИБУП). Предприятию были переданы следующие водные пути общей протяженностью 1964 км:

 

• р.Черный Иртыш от Бутчума (КНР) до оз. Зайсан;

 

• оз. Зайсан с тогда еще наполняющимся Бухтарминским водохранилищем;

 

 • Усть-Каменогорское водохранилище;

 

• р. Иртыш от г.Усть-Каменогорск до п.Клин (граница с РСФСР).

 

А также два шлюза: 4-ехкамерный Бухтарминский и однокамерный Усть-Каменогорский. Для обслуживания шлюзов был создан Усть-Каменогорский район гидросооружений. Для обслуживания водных путей на балансе предприятия имелись три парохода, 20 теплоходов, три крана и 9 земснарядов, из которых 7 были паровые и 2 дизель-электрические. Кроме этого, имелись 6 барж углярок, 8 нефтеналивных барж, 11 брандвахт. На 4-ех брандвахтах располагались русловые партии, на остальных проживали команды земснарядов. Водные пути обслуживались постовым методом. Действовало 212 обстановочных постов, которые обслуживали 1593 береговых и 2367 плавучих знаков. 1752 км судоходных путей были освещаемые. Освещались обстановочные знаки керосиновыми лампами.

 

Гарантированные глубины были заданы на участке от Усть-Каменогорска до Клина и составляли:

 

• Усть-Каменогорск – Семипалатинск – 105 см;

 

• Семипалатинск – Семиярка – 110 см;

 

• Семиярка – Павлодар – 130 см;

 

• Павлодар – Клин – 170 см.

 

Особенностями судового хода на участке Шульбинский шлюз – Майтубек  являлось наличие порогов. Всего на этом участке 35 перекатов со скальным основанием. Наиболее опасными являются перекаты Бабьи, Первомайский, Зерновой, Жана-Семейские, Белокаменские, Известковские, Семибратские и Грачевские.

 

С ростом экономики в стране постепенно развивалось предприятие. К 1975 году путем взрывных и скалоуборочных работ на участке Семипалатинск – Семиярка достигнуты гарантированные глубины в 130 см, что позволило увеличить загрузку барж, работающих на участке Семипалатинск – Павлодар. А на участке Усть-Каменогорский шлюз – Усть-Каменогорский порт глубины увеличены до 210 см, что позволило судам, работающим на Усть-Каменогорском и Бухтарминском водохранилищах, загружаться в Усть-Каменогорском порту на полную осадку.

 

К 1985 году гарантированные габариты составляли:

 

• Буран (граница с КНР) – устье Черного Иртыша – 100 см;

 

• Усть-Каменогорское и Бухтарминское водохранилища с о. Зайсан – 200 см;

 

• Усть-Каменогорский шлюз – Усть-Каменогорский порт – 210 см;

 

• Усть-Каменогорск – Семипалатинск – 105 см;

 

• Семипалатинск – Майск – 145 см;

 

• Майск – Павлодар – 155 см;

 

• Павлодар – Клин – 190 см.

 

К этому времени вся судоходная обстановка была электрифицирована, и большая часть ее обслуживалась бригадным методом. Бригадный метод вводился по мере поступления путейских теплоходов. По мере поступления нового флота списывались старые суда. Последний пароход «Челюскин» списан в 1974 году, а последний паровой земснаряд – в 1981 году. В 90-х годах технический флот предприятия состоял из 11 землечерпательных единиц с общей технической производительностью 3300 м3/ч и двух карчекранов. Ежегодно в навигации работало 55 единиц самоходного флота (буксировщики, шаландировщики, мотозавозни и путейские теплоходы). Для изучения русловых переформирований и планирования землечерпательных и выправительных работ было задействовано 7 русловых партий.

 

В 1996 году вместо Верхне-Иртышского бассейнового управления пути в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 19 июня 1995 года № 2335 «О государственном предприятии» и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 1996 года № 790 «О перечнях республиканских государственных предприятий», созданы 3 самостоятельных предприятия в городах Усть-Каменогорск, Семипалатинск (ныне Семей), Павлодар. Правопреемником ВИБУП в Семипалатинске стало Республиканское Государственное казенное Семейское предприятие водных путей.