• Деятельность

Обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях.

Деятельность Республиканского Государственного казенного Семейского предприятия водных путей определяется Уставом, утвержденным приказом Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан, и заключается в надлежащем содержании и развитии судоходных водных путей на реке Иртыш с целью обеспечения безопасного плавания судов и составов в границах от Шульбинского шлюза до посёлка Майтубек, протяженностью 320,5 км.

 

 
Гарантированные габариты судового хода
 
  Наименование участка Протяженность участка, км Глубина, см Ширина, м Радиус закругления, м  
  Шульбинский шлюз - Семей 76,5 105 40 150  
             
  Семей - Майтубек 244 145 50 200  

 

Для достижения поставленных задач предприятие осуществляет:

  • Установку и содержание навигационных знаков судоходной обстановки на обслуживаемых водных путях;
  • Выполнение дноуглубительных и дноочистительных работ;
  • Систематическое улучшение судоходных условий на обслуживаемых водных путях;
  • Выполнение проектно-изыскательских, топографических, картографических и исследовательских работ на эксплуатируемых водных путях;
  • Проведение ремонта и строительство гидротехнических сооружений (дамб, запруд, шпор, полузапруд, набережных, берегоукрепительных сооружений) и содержание их в работоспособном состоянии;
  • Ремонт флота, проведение судоремонтных работ;
  • Заготовку, ремонт и изготовление обстановочного инвентаря и имущества, предназначенного для обеспечения содержания и развития судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  • Заготовку и перевозку песчано-гравийной смеси для строительства выправительных сооружений;
  • Информационное оповещение судовладельцев о габаритах судового хода и об изменениях путевых условий;
  • Проведение мероприятий по недопущению загрязнения водного бассейна;
  • Выполнение тральных работ в акватории обслуживаемого участка водных путей;
  • Выполнение работ с использованием судов, грузоподъемных механизмов и оборудования  на внутренних водных путях Республики Казахстан в пределах акватории и береговой полосы;
  • Организацию отстоя флота.

 

Путевые работы

Участок от Шульбинского шлюза до Майтубека является сложным для судоходства, имеет большое количество перекатов и большую плотность навигационных знаков при незначительных габаритах судового хода. Сложные судоходные условия обусловлены сложившимися гидрологическими условиями. Большие скорости течения (до15 км/час), наличие в русле скальных порогов и валунов, а также суточные колебания уровня воды, возникающие в результате работы Шульбинской ГЭС, негативно влияют на судоходство. Общее количество перекатов на участке - 94, из них 35 - со скальным дном. Средняя плотность навигационных знаков составляет 2,5 знака на километр пути, максимальная – 5,3 знаков (на перекатах Нижний и Верхний Белокаменские протяженностью 7,2 км задействовано 38 знаков).

 

Для поддержания и улучшения судоходных условий на всем протяжении участка от Шульбинска до Майтубека запланирован комплекс путевых работ, который включает в себя землечерпательные, выправительные, дноочистительные работы и работы по выставлению (снятию) и обслуживанию знаков навигационного оборудования. Планируются путевые работы на основании русловых изысканий, которые выполняются имеющимися на предприятии русловыми партиями.

 

 

Выставление (снятие) и обслуживание знаков навигационного оборудования

<pНавигация на участке Шульбинский шлюз – Майтубек открывается 25 апреля и длится до 2 ноября. Продолжительность навигации составляет 192 суток. Весь этот период по всей протяженности участка задействованы знаки судоходной обстановки. Общее количество знаков на всем протяжении участка от Шульбинска до Майтубека составляет 790 штук, в том числе 245 береговых и 545 плавучих.

 

       В паводок береговая обстановка выставляется на 100%, а плавучая - по весенней схеме (в лоцманских картах обозначены знаком «в»). Полная меженная обстановка должна выставляться на участке Шульбинск – Семипалатинск при достижении глубин на перекатах 140 сантиметров, а на участке Семипалатинск – Майтубек при достижении глубин на перекатах 180 сантиметров.

        Обслуживаются навигационные знаки судоходной обстановки бригадным методом следующими обстановочными теплоходами:

•  теплоход «Кайнар» - от Шульбинского шлюза до переката Верхний Каштак;

•  теплоход «Барыс» – от переката Нижний Каштак до переката Затонский;

•  теплоход «Плес» – от переката Скопинский до переката Соколинский;

•  теплоход «Путейский-1» – от переката Могоновский до переката Нижний Кулундинский;

•  теплоход «Путейский-5» – от переката Верхний Долонский до переката Верхний Известковский;

•  теплоход «Буран» – от переката Средний Известковский до переката Верхний Бра-Вус;

•  теплоход «Путейский-8» – от переката Средний Бра-Вус до переката Нижний Манантайский.

 

 

Землечерпательные работы

Землечерпательные работы направлены на поддержание габаритов судового хода и улучшение судоходных условий. Работы ведутся в течение всей навигации двумя многочерпаковыми земснарядами с технической производительностью 210 м3 в час и плавучим грейферным краном с технической производительностью 60 м3 в час.

 

        Кроме основных единиц землечерпательного флота на этом виде работ используются 10 единиц вспомогательного флота: два теплохода-шаландировщика мощностью 300 л .с., две брандвахты для проживания команд земснарядов и четыре шаланды вместимостью 110 м3 . В работе грейферного крана используется баржа-площадка. Буксировка земснарядов и крана осуществляется буксирными теплоходами мощностью 600 л. с.

 

 

Выправительные работы

Выправительные работы выполняются в основном плавучим грейферным краном с технической производительностью 60 м3 в час. При необходимости используется многочерпаковый земснаряд с технической производительностью 210 м3 в час.

 

        Виды планируемых выправительных работ: подрезка побочней, устройство полузапруд, дамб и берегоукрепляющего пляжа, ремонт существующих струенаправляющих дамб и шпор.

 

        Все возводимые выправительные сооружения легкого типа и кратковременного действия. Отсыпаются выправительные сооружения из местного грунта – гравийно-песчаная смесь и галька. Такие сооружения хоть и не являются долговременными, но имеют ряд достоинств: быстрота возведения, полная механизация, достаточная эластичность конструкции, благодаря чему сооружения могут изменять свой профиль, следуя деформации русла реки.

 

 

Дноочистительные работы

Основная задача дноочистительных работ – предотвращение попадания препятствий, представляющих опасность для проходящих судов, в пределы судового хода, а также очистка судового хода и прилегающих к нему участков реки от уже имеющихся препятствий. Такими препятствиями являются металлолом, железобетонные блоки, камни-одинцы, карчи и топляки. В судовой ход препятствия попадают во время ледохода или паводка. Препятствия убираются с помощью специального судна, имеющего крановую установку грузоподъемностью 10 тонн и дополнительное оборудование для производства данного вида работ. Наличие препятствий определяется путем осмотра судового хода сразу после паводка, при необходимости проводятся промерные или тральные работы.

 

        Профилактическими мероприятиями по обеспечению чистоты судового хода являются работы по очистке береговой полосы. В основном это уборка деревьев с подмывных яров.

 

 

Изыскательские работы

        Русловые изыскания являются основой всех путевых работ. Они необходимы для анализа русловых переформирований и правильного планирования путевых работ, создания и корректировки лоцманских карт.

 Выполняются изыскания двумя русловыми изыскательскими партиями. Базируются партии на несамоходных брандвахтах, оборудованных жилыми каютами, камбузом, бытовыми и санитарными помещениями, кают-компанией и чертежным помещением. При выполнении работ используются металлические лодки со стационарным двигателем и катер КПМ.

Для выполнения изысканий (съемка местности, промеры глубин, обработка материала, подсчет объема землечерпательных работ) используется гидрографический комплекс «Кристалл-40В». В состав комплекта входят: эхолот, приемник спутниковой навигации, мобильный компьютер (ноутбук), программное обеспечение IndorCAD/River (разработка Томского государственного университета).

 

Флот

        На балансе Республиканского Государственного казенного предприятия водных путей находится 33 единицы технического флота, в том числе:

•  2 земснаряда,

•  2 плавучих крана,

•  7 обстановочных теплоходов,

•  1 служебно-разъездное судно,

•  4 буксирных теплохода,

•  17 единиц вспомогательного флота.

        С 2005 года по Программе обновления и модернизации государственного технического флота предприятием приобретено 10 единиц флота:

•  путейские теплоходы «Кайнар» и «Барыс»;

•  самоходный карчекран «ККС-1» грузоподъемностью 10 тонн;

•  теплоход-шаландировщик «Алмас» мощностью 450 л .с.;

• двабуксирных теплохода ВТК-9 и "Батыр" мощностью 600 л.с.

•  несамоходное очистительное судно "Эколог" на корпусе баржи проекта 183 ВМ, оснащённое оборудованием для сбора и последующей переработки подсланевых и бытовых неочищенных вод и сухого мусора;

• две баржи – площадки «МП-1002» и «МП-1004», грузоподъемностью 1000 тонн;

•  брандвахта «Арай» для проживания судовых команд.

 

Тихомировская ремонтно-механическая мастерская

        Основной ремонтной базой для судов РГК СПВП являются Тихомировские ремонтно-механические мастерские, включающие в себя слесарно-механический участок, электроцех, плотцех, участок для испытания спасательных средств и затон для зимнего отстоя флота. Имеется признание Регистра судоходства Республики Казахстан на выполнение следующих видов работ:

 

• смена и ремонт корпусных конструкций и движительно-рулевых комплексов судов;

• текущий ремонт дизелей и двигателей мотолодок;

• выполнение технических проектов по переоборудованию и модернизации судов без изменения основных элементов судов;

• обслуживание и ремонт аппаратуры связи самоходных судов;

• испытание спасательных средств.